Стратегический проект

Bauman University for University

Цель проекта

Повышение качества высшего образования по инженерным направлениям и специальностям, реализация совместных образовательных программ и R&D проектов в университетах Российской Федерации на базе исследовательских и образовательных компетенций МГТУ им. Н.Э. Баумана и членов консорциума «Университет для университетов» для развития кадрового потенциала регионов и повышения конкурентоспособности высокотехнологичного сектора экономики России, и привлекательности инженерных профессий путем Тиражирование лучших практик МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Задачи проекта

Первый блок задач

Первый блок задач связан с развитием образовательных технологий, в том числе для сетевых образовательных программ и проектного обучения, созданием современного методического обеспечения, цифровых учебно-методических решений и продуктов для формирования цифровых компетенций и целевой подготовки обучающихся в интересах предприятий Индустрии 4.0.

1.1.
Создание актуального методического обеспечения для трансформации инженерного образования, направленной на формирование у современных инженеров профессиональных, исследовательских, цифровых, предпринимательских, креативных компетенций, на развитие их способности работать на всех этапах полного жизненного цикла изделий и технологий;
1.2.
Создание новой технологии целевой подготовки студентов в сотрудничестве с партнёрами из Индустрии 4.0 в целях реализации стратегий цифровой трансформации в промышленности, перехода к высокопродуктивному и экологически чистому производству и замкнутой экономике (circular economy);
1.3.
Создание инструментария для современных образовательных технологий инженерного образования, основанного на исследованиях, с учётом этических аспектов технологического развития, перехода к высокопродуктивному и экологически чистому производству;
1.4.
Создание образовательного цифрового полигона – цифровых двойников лабораторий (с использованием VR/AR технологий, технологий ИИ), системы удалённого доступа к научно-образовательным центрам, лабораториям с использованием инфраструктуры научных кластеров МГТУ им. Н.Э. Баумана, созданным в рамках стратегического проекта BaumanDeepTech, платформ и сервисов на основе искусственного интеллекта, созданных в рамках стратегического проекта BaumanDeepAnalytics, инженерному программному обеспечению, созданному в рамках стратегического проекта BaumanGreenPLM;
1.5.
Создание и развитие уникальных методик и портфеля курсов дополнительного инженерного образования, как для раннего вовлечения в инженерную деятельность (дополнительное образование детей), так и для реализации концепции Life Long Learning.
1.6.
Формирование и постоянную актуализацию под потребности предприятий Индустрии 4.0 портфеля программ повышения квалификации и переподготовки преподавателей высшей школы и среднего профессионального образования по инженерным дисциплинам, в том числе в формате онлайн-курсов и мобильного обучения.
1.7.
Развертывание инфраструктуры для разработки и реализации программ и курсов онлайн обучения на базе BaumanCreative, в том числе сервисной инфраструктуры, а также подготовка кадров для реализации задач настоящего Стратегического проекта.

Второй блок задач

Второй блок задач направлен на формирование системы распространения образовательных технологий МГТУ им. Н.Э. Баумана в России и за рубежом.

2.1.
Создание сетевой модели распределённого образовательного пространства по инженерным направлениям подготовки и специальностям в интересах предприятий реального сектора экономики - партнёров МГТУ им. Н.Э. Баумана и других университетов для развития кадрового потенциала в регионах России.
2.2.
Создание Центра лучших практик в инженерном образовании на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана с последующим формированием региональной сети для внедрения передового опыта и современных научно-методических подходов в технических университетах регионов Российской Федерации.
2.3.
Формирование консорциума с привлечением промышленных предприятий, научных организаций, ведущих университетов стран ЕАЭС, СНГ, стран БРИКС.
2.4.
Развитие экспорта образовательных продуктов, созданных в рамках стратегического проекта на рынках стран СНГ, ЕАЭС, БРИКС и ШОС, включая портфель образовательных программ для преподавателей высшей школы на английском и русском языках.
2.5.
Формирование механизма проведения совместных исследований на базе кластерной инфраструктуры распределённого доступа, в том числе создание зеркальных лабораторий, «гостевых» научных групп, гибридной академической мобильности и иных инструментов формирования нового стандарта научных коллабораций для укрепления региональной университетской сети.

Третий блок задач

Третий блок задач связан с реализацией крупного социально-гуманитарного проекта в рамках «третьей миссии» -распространения передового проектного, технологического и исследовательского опыта МГТУ им. Н.Э. Баумана в обучении лиц с инвалидностью по слуху.

3.1.
Создание для студентов с особыми образовательными потребностями, в том числе из числа инвалидов, платформы для адаптированных образовательных программ (дисциплин, блоков, модулей) в образовательной области «Инженерное дело, технологии и технические науки», а также специальных реабилитационных технологий, обеспечивающих повышение эффективности освоения образовательных программ.
3.2.
Организация трансфера развивающихся в университете инклюзивных технологий в обучении лиц с инвалидностью по слуху. Успешный опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана основан на создании без барьерной университетской среды, системно интегрирующей новейшие образовательные и медицинские технологии для снижения трудоемкости освоения образовательных программ, минимизации физических и когнитивных барьеров, а также на сотрудничестве с ведущими предприятиями реабилитационной индустрии.
3.3.
Формирование международных консорциумов и сети профессионального образования инвалидов по слуху в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» на основе единой цифровой образовательной среды и универсального образовательного контента.

Проект по разработке программ дополнительного профессионального образования для школьников

Руководитель проекта:
Стоянова Маргарита Васильевна

2021

Создание и реализация программы дополнительного профессионального образования для преподавателей «Цифровая трансформация инженерного образования»

Руководитель проекта:
Цветков Юрий Борисович

2021

Разработка программы повышения квалификации в дистанционном формате «Электронные образовательные ресурсы: нормы качества и принципы создания»

Руководитель проекта:
Цветков Юрий Борисович

2021

Развитие системы дополнительного профессионального образования

Руководитель проекта:
Стоянова Маргарита Васильевна

2021

Проведение всероссийской конференции по инклюзивным технологиям и продвижению опыта МГТУ по формированию доступной образовательной среды.

Руководитель проекта:
Мозговой Михаил Владимирович

2021

Проведение учредительной конференции Консорциума «Университет для Университетов» с презентацией перспективных направлений совместной деятельности, возможностей и согласованием плана развития Консорциума.

Руководитель проекта:
Комшин Александр Сергеевич

2021

Проведение конференции по вопросам модернизации образовательных программ дополнительного профессионального образования с привлечением индустриальных партеров «Кадровое обеспечение высокотехнологичных секторов и современных цифровых предприятий: вызовы современности».

Руководитель проекта:
Костыгова Ольга Борисовна

2021

Разработка и наполнение интерактивной базы терминов, их определений и жестов по направлениям подготовки и специальностям (НПС) в инженерной области

Руководитель проекта:
Мозговой Михаил Владимирович

2021

Проведение профориентационного мероприятия для школьников инженерным специальностям на базе «Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана»: «Инженер-проектировщик пусть в специальность»

Руководитель проекта:
Летягина Анастасия Викторовна

2021

Хардатон в виртуальной реальности «VirtualMaterials»

Руководитель проекта:
Костыгова Ольга Борисовна

2021

Всероссийский конкурс с международным участием «Возобновляемая энергия планеты-2022»

Руководитель проекта:
Комшин Александр Сергеевич

2021

Разработка и реализация комплекса мероприятий сетевого взаимодействия с Набережно-Челнинским филиалом КФУ, с УлГТУ, с Курганским государственным университетом

Руководитель проекта:
Сырицкий Антони Борисович

2021

Проведение международного форума «Ключевые тренды в композитах: наука и технологии»

2021

Разработка и внедрение программы магистратуры по направлению 13.04.02 (направленность «Электромобили»)

Руководитель проекта:
Котиев Георгий Олегович

2022

Цифровая трансформация системы инклюзивного образования МГТУ им. Н.Э. Баумана

2022

Программно-аппаратный комплекс «Универсальные цифровые рабочие места инклюзивного образования»

2022

Разработка научно-технической методики и организация межвузовского проектного образования с целью подготовки кадров в области перспективных транспортных технологий

2022

Разработка программы магистратуры «Синхротронные и нейтронные источники»

2022

Формирование и реализация программ ДПО в сфере управления интеллектуальной собственностью в условиях цифровой экономики

Руководитель проекта:
Амелина Ксения Евгеньевна

2022

Учебно-методический комплекс цифровых образовательных программ подготовки магистров и аспирантов по направлению "Приборостроение"

2022

Создание комплекса программ магистратуры (AirNet-1, AirNet-2, VacNet-1 )

2022

Создание комплекса из трех обучающих виртуальных лабораторий с элементами геймификации по передовым научным направлениям материаловедения

2022

Разработка программы магистратуры "Композиционные материалы с интеллектуальными свойствами для космического строительства и архитектуры"

2022

Разработка программы магистратуры «Прикладная информатика в нанотехнологиях и наноматериалах»

2022

Форум «Профессия-Инженер. Индустрия 4.0»

2022

«Театрум Машинарум» - цифровой музей

2022

Электронно-библиотечная система для технических вузов

2022

Консорциум

Университет для
Университетов

Цель

Повышение качества университетского технического образования для развития уникальных компетенций выпускников в университетах Российской Федерации и мира на базе передовых методических разработок и образовательных технологий МГТУ им. Н.Э. Баумана, создания кадрового обеспечения высокотехнологичного сектора экономики, разработки конкурентоспособных отечественных продуктов и материалов, инжиниринга и коммерциализации технологий и повышения привлекательности инженерных профессий.

Задачи консорциума

1

Создание и масштабирование новой модели целевой подготовки студентов, в том числе в магистратуре и аспирантуре, в партнерстве с работодателями для улучшения кадрового обеспечения промышленных предприятий в целях реализации программ цифровой экономики и искусственного интеллекта, повышения привлекательности целевой подготовки для талантливых студентов, развития системы подготовки кадров и исследований, связанных с этическими аспектами технологического развития, перехода к высокопродуктивному и экологически чистому производству, разработки и внедрения систем рационального применения материалов, средств, хранения и эффективной переработки утилизированной продукции в интересах Российской Федерации (Green PLM, «Карбоновый след» и др.);

2

Разработка цифрового паспорта компетенций в рамках образовательной платформы с использованием искусственного интеллекта, создание в рамках проекта нормативно-технической документации и проведение экспертизы правовой базы для реализации образовательных программ высшего образования в сетевой форме, творческих и социально-гуманитарных проектов с участием университетов, научных и других организаций реального сектора экономики и социальной сферы;

3

Вовлечение обучающихся в научно-исследовательские и опытно-конструкторские, инновационные работы и социально ориентированные проекты, а также осуществление поддержки обучающихся путем развития технологического предпринимательства, создание студенческих бизнес-инкубаторов, акселерационных программ, центров коллективного пользования;

4

Разработка индивидуальных траекторий развития с помощью искусственного интеллекта, комплексно охватывающих все аспекты жизни студента: обучение, наука, спорт, творчество, трудоустройство, реализация собственных проектов;

5

Создание уникальных методик дополнительного инженерного образования, как для раннего вовлечения в инженерную деятельность (дополнительное образование детей), так и для периода послевузовского непрерывного образования (повышение квалификации и переподготовка специалистов для предприятий промышленности);

6

Создание уникальных методик и региональных центров непрерывного многоуровневого интегрированного образования инвалидов на основе опыта Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) МГТУ им. Н.Э. Баумана, масштабирование опыта по созданию безбарьерной университетской среды для инвалидов по слуху, интегрирующую новейшие технологии и устройства для адаптации образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

7

Формирование международных консорциумов и международной сети послешкольного образования инвалидов на примере Международной сети (PEN-International) путем вовлечения организаций и университетов ведущих стран мира и РФ уникальной схемы организации учебного процесса во всех университетах-участниках образовательной сети, включая инфраструктурное обеспечение, образовательный контент, организацию совместных научно-образовательных программ;

8

Формирование консорциума с привлечением промышленных предприятий, научных и региональных организаций, ведущих университетов стран СНГ, ЕАЭС, стран восточной Европы и БРИКС для реализации сетевых форм образовательной деятельности, развития системы электронного и смешанного обучения;

9

Привлечение в университеты ведущих мировых и российских ученых, специалистов-практиков с целью обеспечения подготовки управленческих и научно-педагогических кадров;

10

Создание платформы учебных курсов на иностранных и русском языках для реализации дистанционного образования для преподавателей зарубежных университетов, специалистов зарубежных компаний.